Отряд был образован более 10 лет назад Владимиром Антокольским как некоммерческая благотворительная служба. Тогда работало 7 дней в неделю по 24 часа три спасателя на выезде, а также два диспетчера по очереди. Эти цифры сразу раскрывают нам самоотверженность тех, кто создавал отряд. Помог ребятам Скориков, директор заправочной станции «Кратос», купив автомобиль у воинской части в Кубинке. Бывший тогда командиром пожарной части (ОГПН) Сергей Васильевич Воробьев обеспечил инструментом. А Юрий Анатольевич Базин, начальник ГАИ, кроме полной моральной поддержки, помогал инвентарем.
Два года люди работали без зарплаты на голом энтузиазме. С самого начала всю спасательную деятельность документировали. Отчетов накопилось столько, что информация в итоге попала к Шойгу. Он лично встретился с Антокольским, и в результате была создана «Московская областная спасательная служба», в которую по началу входил только один отряд – наш, Можайский, поэтому ему был присвоен номер 1 (ПСО-1). Не исключено, что он был первым и по всей Российской Федерации. И только через несколько лет такие же отряды стали образовываться по всей области. Сейчас их 28, вместе со специальными отрядами, к которым относятся: кинологический, саперный, химический, медицинский, авиаотряд в Жуковске и другие.
Итак, можайский отряд работает 11-ый год. За этот период им было сделано более пяти тысяч выездов. На сегодня в ПСО-1 по штату трудятся 27 человек, а по списку - 25. Получается 5 команд, состоящих из старшего смены, спасателя, спасателя-медика, спасателя-водителя и оперативного дежурного. Начинается смена в 8 часов утра. После сдачи дежурства - «разбор полетов». Отряд обслуживает Можайский и Рузский районы. В снаряжение спасателей входят две аварийно-спасательных машины – новая полугодовалая «Газель», четырехлетний «Соболь» и оперативная пятилетняя «Волга». До недавнего времени был всего один «Соболь». А «Волгу» получили всего четыре недели тому назад от бывшего учредителя - «Управления по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности». Каждый боец имеет комплект спецодежды, есть дыхательные аппараты, медицинские аптечки, различные гидравлические и бензиновые механизмы, которые могут резать пилить, перекусывать, крушить, разбивать, поднимать. На дорожно-транспортных происшествиях почти всегда идет разлив топлива, поэтому здесь бензопилы, бензорезы и уж тем более автогены не применяются. Такое только в кино показывают, а все спасательные отряды от этого зрелища падают со смеху.
Многие жители вообще не знают о существовании отряда, а другие думают, что спасатели и МЧС одно и тоже, что здесь стоит вертолет, самолет «ИЛ- 76», эскаватор, бульдозер, два танка. Эти люди иногда звонят и ставят немыслимые задачи. Третьи думают, насмотревшись московских сериалов, будто спасатели двери вскрывают и кошечек спасают. Двери действительно вскрывают, если за ними есть маленький ребенок или беспомощный пожилой человек, а кошечка по любому с дерева может спуститься. Еще ни один человек на земле не видел умершую от голода на дереве кошку. А вообще-то вскрытие дверей – это платная услуга МУП ЖКХ. Они обязаны в течение дежурной смены дверь открыть, устранить неполадки, установить замок и взять за это деньги.
Ну а теперь, после этого краткого обзора я предлагаю нашим читателям провести
ОДИН ДЕНЬ СО СПАСАТЕЛЯМИ
20 августа. Воскресным утром в ПСО-1 приехала Серебрянская Мария Степановна, та самая любительница грибов, о подробностях спасения которой мы обещали написать в прошлом номере. Она сердечно благодарила начальника поисково-спасательного отряда Валерия Филипецкого и ребят из дежурной смены, а потом мы все поехали на аэродром «Ватулино» - к летчикам. История эта произошла несколькими днями раньше (в прошлое воскресение) южнее Губино, почти на границе Калужской области.
Все началось с того, что рано утром муж и жена Серебрянские ушли в лес по грибы. В 11 часов супруг вышел на окраину с полной корзиной грибов и вдруг обнаружил, что жены-то рядом нет и мобильник ее не отвечает. После тщетных поисков он начал волноваться, однако быстро сообразил, что надо позвонить в службу спасения. Мобильная связь с потерявшейся на тот момент отсутствовала. Когда же Мария сама смогла дозвониться до спасателей, то оказалось, что, блуждая по лесу, она нашла еще двух потерявшихся: маму с ребенком.
Специалисты ПСО-1 оперативно выехали на место и занялись поисками. Но сектор поиска был слишком большим, сил всего отряда для прочесывания не хватало. Около 17-ти часов незадачливые грибники вышли на постоянную связь, заработали мобильники: теперь искать стало легче. Спасатели попробовали вывести заблудившихся из леса, ориентируя по солнцу. Направление задали на запад к шоссейной дороге. Однако облачность в этот время усилилась настолько, что пришлось оставить эту затею. Среди искомых - изнервничавшихся и уставших - началась паника.
Одновременно начальник отряда Филипецкий искал возможность использования авиации. Самолет с аэродрома Жуковского - по расчетам - мог прибыть слишком поздно. А ведь уже близились сумерки. Необходимо было найти вариант более близкий. И тут откликнулся начальник полетов коммерческого аэродрома «Ватулино» Рузского района Сергей Львович Баранов.
Лесные спутницы тем временем вышли на поляну. Дальше дело встало за согласованностью действий. Из штаба спасателей сообщили: «Разожгите костер, даже если придется ночевать в лесу: нужен огонь!». Такое бывает только в кино, но женщины нашли в кустах автомобильную покрышку. Черный дым в приближающихся сумерках хорошо заметен. Родственникам заблудившихся дали примерные координаты дороги, на которой все должны были встретиться. Перед летчиком была поставлена задача: самолет кружится над районом поиска. Если находит поляну с костром и тремя людьми, делает над ними фигуры пилотажа, показывая тем самым, что заметил их. Совершает заход в направлении дороги над головами спасаемых. Затем кружит над головами встречающих в направлении точки выхода из леса. Постоянно ведет грибников, обозначая прямую линию в направлении дороги. Всё это было выполнено как по нотам: казалось, будто ПСО-1 и аэродром целый год отрабатывали согласованность действий. Операция завершилась успешно.
«Спасибо Ватулинцам! Спасибо Сергею Львовичу и Александру, спасибо маленькому самолету «Евростар» - спасателю», - с этими словами Мария Серебрянская вместе с корреспондентом «МО» и участниками спасательной операции приехала на аэродром.
Но и минуты радости у спасателей недолгие. Во время трогательной сцены и братания с летчиками начальнику спасателей позвонил дежурный: под деревней Ивакино грибник нашел две минометные мины. Мы выехали на место происшествия. По дороге Валерий Филипецкий мечтал: «У нас в МособлСпасе» всего один отряд саперов, расположенный под Сергиевым Посадом. На прошлой неделе они приезжали уничтожать мину - фотография еще в вашей газете была. Я им говорил: ребята, оставайтесь до ноября, чего все время мотаться?!».
Почему вспомнил. До захода солнца оставался один час. Подлетное время к району поиска около двадцати минут, с юга подходит обширный фронт, в общем времени думать и выяснять подробности нет совсем. РП дает команду на взлет в район западней Можайска с уточнением задачи в воздухе, тем самым выиграли двадцать минут из девяносто отпущенных до того момента как обычная посадка превратится в ночной экстрим на не освещенном аэродроме. Дальше пилоту по радио надо очень лаконично поставить задачу. Я понимаю, что этот случай идеальный по набору удачных совпадений, но все же. Пилоту получившему "Красную ракету" (не в борт... ) где бы он не находился, дома, на аэродроме или в воздухе, есть у него карта с GPS под рукой или нет, прежде всего нужна информация о ближайшем крупном населенном пункте, в идеале примерные азимут и удаление на этот населенный пункт. Достаточно к примеру - около двадцати километров юго-западней Можайска разворачивается штаб, нужна будет помощь авиации, тел координатора по авиации. Он уже может начать расчитывать маршрут и заправку или поручить это кому нибудь, или сразу сказать что это не возможно. Так же предельно важной на любом этапе будет информация о других ЛА участвующих в поиске, и если нет проверенных данных о том, что экипажи согласовали свои действия, то пускать второй борт в район категорически нельзя. С большой долей вероятности будет минус два ЛА и пилота... Какой бы не был супер-пупер опытный пилот, распределение внимания у него будет точно не в пользу воздушной обстановки даже при очень желательном наличии наблюдателя на борту. Точка входа потеряшки в лес, квадрат из координат или хотя бы точка центра предполагаемого поиска нужны будут уже непосредственно в районе поисковых работ. Авиационные карты региона мы Вам дадим, с штабной переносной радиостанцией одной тоже думаю поможем. В идеале их надо хотя бы три, для наведения на место поисковой группы.
Все это мы еще не раз обсудим с координаторами ЛизаАлерт, пока для общего понимания процесса.