Безопасность при полевых выходах радиолюбителей
Модераторы: Обучение, Железка, Ноябрь-5-7, Moderators
- Gray13
- ЛА-поиск
- Сообщения: 1043
- Зарегистрирован: 16 апр 2012, 21:53
- Позывной: ГРАД, RC4UAE, борт - СЕКРЕТ
- Статус: временно безвыездной
Безопасность при полевых выходах радиолюбителей
Текст не мой. Меня не пиннать...
Основные положения безопасности при полевых выходах радиолюбителей г. Москвы.
Ненаучное издание.
Можете соблюдать все целиком,
можете соблюдать отдельные положения,
можете не соблюдать вовсе.
Но тогда не говорите что Вы не знали, не ведали что творили
***
Уважаемые коллеги, мы все городские жители мегаполиса, мы отвыкли от жизни на природе, мы утеряли необходимые навыки, всегда помните об этом выезжая на природу.
Выезд на природу расслабляет, но помните что Природа она такая же, как тысячи лет назад, и в её арсенале пожары, ураганы, потопы и прочие бедствия никто не отменял.
А потому что бы все прошло хорошо надо соблюсти правила организации радиоэкспедиции.
Подбор команды
Люди в команде должны быть знакомы между собой. Я бы сказал, проверены жизнью, невзгодами и алкоголем. К великому сожалению, есть индивидуумы, которые меры не знают, и их много вокруг нас. Хотите испортить себе и всем удовольствие, берите неадеквата. Вообще лучше по максимуму отказываться от спиртных напитков, не затем едем.
Старший команды.
Вся наша жизнь это жизнь в обществе, а значит должен быть вожак, предводитель, он должен пользоваться безусловным авторитетом. Не надо выбирать старшим безынициативного человека, даже если его служебное, социальное, материальное положение выше. Исходите из рабочих характеристик человека. Еще на месте следует определиться кто что будет делать в команде, т.е. у кого какая роль.
Старший отвечает за всех.
Выбор места
Защита от природных бедствий
Будущее местоположение должно предполагать, что падающие деревья, резки подъем воды не должны застать вас в врасплох. В Московской области наиболее опасны лесные пожары, особенно в районе торфяников, что это такое надеюсь помните по прошлому лету. Опасайтесь оказаться в огненной ловушке, выскочить живым из нее не удастся. Попав на горящий торфяник машина может провалиться в огненный ад. Такие случаи были всего в 15-30 км от МКАД, в местах где люди жили не один десяток лет без проблем. Серьезный вред может нанести град, сильный ливень, который сделает непроходимой грунтовую дорогу. Бывает когда даже мощные вездеходы ЗИЛ 131 тонули в воде и грязи по кабину, а за полчаса до этого, там проходили легковые машины. Очень опасна гроза, а для нас так смертельно опасна. Про молнию. Страшно не то что выйдет из строя аппаратура. Страшно, что кроме высоковольтного разряда возникает наводка. И все кабели, металлические оттяжки стоит рассматривать как виток трансформатора. Погибнуть и получить увечье можно просто стоя возле куска провода, а если вы еще по кругу и радиалы разложили то уж… История знает примеры как в результате удара молнии полностью обгорал и отваливался палец с надетым на него обручальным кольцом. Помните в школе про токи Фуко рассказывали.
Совет: перед грозой металлическую мачту валить. Если не успели, бросайте все и отходите в лес как можно дальше.
Защита от техногенного воздействия
Кроме природных бедствий бывают еще и техногенные. Это те которые создал человек.
Их великое множество всех не перечислишь. Напишу о тех что помню.
Заводы и фабрики и прочие промышленные объекты – возможен выброс отравляющих веществ на десятки километров.
Станции водоочистки используют хлор - боевое отравляющее вещество времен Первой мировой войны. Хлору нашли мирное применение, но если думаете что и он стал мирным и безопасным то зря.
Аммиак страшное по воздействию на человека вещество. Не верите? Возьмите флакончик нашатырного спирта (это раствор аммиака в воде) и понюхайте хотя бы несколько секунд . Когда происходит авария чистый аммиак выливается и испаряется тоннами. Используется в промышленных холодильных установках пищевой промышленности. Бегите если успеете. (Бежать надо против ветра).
Гидросооружения - возможен прорыв и затопление местности. Помните, не так давно была у всех на слуху одна ГЭС, все удивлялись, как это стало возможно. Ну и так далее.
Совет: в каждой машине есть магнитола, периодически слушайте новости местной радиостанции на УКВ.
На КВ слушать Голос Америки не надо – не поможет
Защита от криминальных действий
Бандиты, маньяки и просто пьяные местные хулиганы
Бандиты – организованы в банду с целью получения материальных благ противозаконными методами. Есть иерархия и какая то (пусть и противоправная) логика действий.
Радиолюбителями не интересуются.
Маньяки - не предсказуемы. Логики действий нет, действуют по одиночке или небольшой группой.
Основная цель - убийство жертвы и её мучения.
Особо опасны, нападают на небольшую группу людей, используя фактор внезапности.
Радиолюбительские группы, рыболовы, туристы в основной группе риска.
Могут годами жить как нормальные люди, ходить на работу, учебу. Примеры по Москве и Подмосковью приводить не буду – все знают, они к сожалению регулярны.
Пьяные местные хулиганы – очень вероятная группа наших сограждан. Как правило, хорошо знают местность, могут подходить незаметно, особенно не равнодушны к женской половине радиогруппы. Вывод: женщины не должны покидать пределы лагеря.
Могут предпринимать попытки к хищению оборудования или его порче.
Оружие
Используется для защиты своей жизни и окружающих.
Оружие разделим на три категории:
Травматическое оружие
Очень грозно выглядит, почти как настоящее, греет душу владеющего, показывает всю его мужественность и крутость. Оно не только бесполезно, оно вредно. Более того провоцирует конфликты с серьезными последствиями.
Совет: если хочется аж зудит, купите пневматический пистолет МР 654К(Макаров). Польза будет.
Изучите устройство, научитесь прицеливаться, производить выстрел. И когда Вам достанется боевой ПМ, проблем не будет, стрелять будете точно . Разрешение пока не нужно (пользуйтесь моментом). Пульки дешевые. Можно учить стрелять жену, детей, а общее дело укрепляет семью.
Охотничье длинноствольное огнестрельное оружие - убьет не только человека, но и зверя(медведь то же зверь, скажу больше –хищник). В Подмосковье медведи замечены только на дачах олигархов, из остальных сделаны шкуры. Волков нет по той же причине.
Применяя огнестрельное оружие следует понимать, что пугать им нельзя, если уж достал бей насмерть. Потом садись в тюрьму, даже если трижды прав (таковы уж наши Законы).
Огнестрельное оружие только тогда оправдает себя, если регулярно стреляете. Нужны тренировки, а это тир и патроны, а они недешевы (один патрон по цене как бутылка пива) пачка 20 патронов (обычно нужно пять пачек на тренировку).
Совет - если у вас есть оружие то… лучше его оставить дома. Как правило, при конфликтах оно не поможет, надейтесь на свою голову.
Но есть, назовем их предметы «двойного назначения» или подручные средства: нож разделочный, топор, монтировка, даже длинная отвертка т.е. все может пойти в дело при неблагоприятном исходе. И если останетесь живы, а кто то умрет, то с очень большим шансом суд Вас поймет.
Возможность работать на радиостанции без помех себе и другим
Как ни странно большинство мест в Подмосковье не годится для радиолюбительских целей.
Т.е. для радиосвязи. Этому способствует наличие большого количества высоковольтных линий электропередач (ЛЭП), мощных источников энергоизлучений там, где вы о них даже и не подозреваете, рельеф местности. Может случиться, так что в прекрасном месте все хорошо, только вот в лесу, почему то колючая проволока. Из такого места сразу уезжайте, это вряд ли ограждение свинофермы... Находиться в таком месте крайне опасно, а уж подняв антенны включив радиостанцию… обижайтесь только на себя. И не надо пенять, что мы тут всю жизнь грибы собираем. Грибы, шашлык, рыбалка это одно, а радиостанция в подмосковном лесу это совсем, совсем другое. Если видите дорожку ведущую в лес и ржавый знак «кирпич», вам туда не надо. Вообще задумайтесь, почему в радиочастотном расписании на УКВ есть ограничения, наверно не просто так.
Не забывайте про ограничения связанные с пожароопасностью. Местные власти могут ввести полный запрет на въезд в лес, и не сообщить вам об этом заказным письмом.
Выбор места радиоэкспедиции ответственейший этап, просчитывайте все варианты.
Марш
Место выбрано, надо к нему добираться.
Это можно сделать пешком (зимой на лыжах), на велосипедах, на поезде, на автобусе или на личном транспорте.
Пешком самый безопасный, но физически тяжелый и медленный вариант. На велосипедах лучше, только не надо ездить по скоростным автомагистралям между фур. Самый комфортный на личном транспорте. Его и рассмотрим как основной. Очень правильно оборудовать свой авто радиостанцией CB-диапазона. Она дешевая, не требует монтажа, ставим где удобнее( можно и не прикручивать а просто положить, питание от прикуривателя, антенну на магните на крышу и вперед. В таком варианте станцию легко отсоединить и положить в сумку с документами, или перебросить в другую машину. За это Вы получаете доступ к каналу дальнобойщиков, а значит и ко всей информации на дороге, плюс межмашинная связь на 5 км (а больше и не нужно).
Со связью на марше определились. Конечно, не забываем про сотовый телефон он выручит всегда (не забудьте взять зарядку).
Назначаем точку сбора. Когда колонна собралась еще раз уточняем маршрут, идем не колонной, а каждый сам по себе, поддерживая связь по СВ. (Вождение в колонне это искусство ему в автошколах не учат, так же как и вождению колонн, а псевдо колонна будет только аварийные ситуации создавать.). В точках основных поворотов, входа в лес колона собирается на безопасной обочине (не забудьте обозначить себя аварийкой, знаком).
Скорость движения по обстановке, но следует помнить, что если головная машина идет со скоростью 70 км/час, то замыкающая будет идти 90-120 км/час. В головной и замыкающей машине должны быть опытные водители (экипажи), все остальные в середине колонны. Если машины разнотипные то по асфальту/бетону первыми идут вездеходы, легковые сзади, на грунтовке наоборот.
Как рассчитать время прибытия.
Средняя скорость движения на Подмосковных трассах (без пробок!) 50 км/ час. По грунтовке (сухой утоптанной) средняя скорость 15 км/час. Значит если идем на 100 км по трассе и 15 км по грунту. То потребуется 2 часа по трассе и 1 час по грунтовке т.е. всего три часа. Это минимум. Если будет дождь, пробки, то добавляйте еще. Вывод - сбор колонны надо делать за МКАД на трассе в 5-10 км, не позднее 6 часов утра. Если это сложно организовать, то альтернативный вариант, когда даются координаты по GPS-навигатору и каждый добирается сам как может. Только в таком случае сбор участников будет происходить в течение всего дня (а может и ночи) .
Прибытие на место, развертывание
Установки палатки, антенной мачты, автотранспорта
Автотранспорт ставим так, что бы случае необходимости все машины могли выехать сразу без дополнительных маневров т.е. все машины стоят на выезд. Размечаем площадку, определяем места антенн, палаток, места приготовления пищи, место бензоагрегата и его канистр, туалета.
Машины должны прикрывать палатки, дорогу(въезд) лучше перекрыть машиной или буксирным тросом( он с флажками) . По соседству могут обосноваться другие авто, ночью по грунтовке сложно ездить, а уж если водитель не трезв, то беды не избежать. Палатки следует ставить так что бы при любом раскладе проезд по ним транспорта (опрокидывание)были исключены.
Мачты надо ставить, так что бы при падении она никак не могла задеть палатку (машину). Падение мачты возможно как при порывах ветрах, так и при случайном (преднамеренном) отсоединении (разрыве, обрезании) оттяжки. Вывод - при высоте мачты 12 м, фидер не может быть 15 м.
Мачты, какие они бывают
Обычно используют мачты от военных радиостанций.
Полевая легкая от десантируемых радиостанций высота всего 8 метров, состоит из массы колен по полметра, внутри трос – неустойчивая конструкция, быстро выходит из строя. Неудачная конструкция.
На «защелках» высота 10 метров, при подъеме берегите руки, любит защемлять, используйте брезентовые рукавицы. Оттяжки капроновые с примитивной регулировкой. Неудачная конструкция. При падении как правило выходит из строя.
Составная мачта из алюминиевых труб высота 12 метров, имеет специальный подъемный станок.
Довольно неудачная конструкция, трубы здоровые не в каждую машину влезут.
Другая разновидность, трубы собираются на земле, а затем вся конструкция поднимается за оттяжки. Недостатки те же.
Мачта с лебедкой 10 метров. Т.е. крутишь лебедку, а мачта сама поднимается. Кошмарная конструкция её вес составляет 98 Кг! Поэтому оттяжки только стальные.
Если положить на крышу машины раздавит машину.
И все эти конструкции только для того что бы поднять проводочки диполя.
Так что военные мачты не наш выбор.
Где поставить мачту для связи
Поскольку мы можем маневрировать, то можно не сильно замарачиваться с высотой маты. Оптимальный вариант для поля мачта 10 метров(можно и меньше) из легких материалов, стеклопалстик, углеволокно и прочее. Встает легко и надежно. А упадет на палатку, машину не страшно.
Так что для установки мачты выбирайте горку, вы ж на колесах можете и подъехать.
Не ставьте мачты у реки, река это всегда красиво, но река это низина, ищите горку и чем выше тем лучше.
Не ставьте мачту в лесу, деревья поглотят большую часть излученной мощности. Так что ставьте в поле на возвышенности и будем вам счастье.
Вывод: для работы в полевых условиях важна не высота мачты, а её установка в оптимальном месте.
Бензоагрегат
Бензоагрегат выносится на максимальную длину кабеля, угарный газ не должен попадать в палатки и машины. Очищается от травы и выравнивается площадка метр на метр, если предполагается длительная работа более нескольких дней, то может выкапываться яма в которую опускается агрегат, это позволит значительно снизить шум (только не забывайте про воздушное охлаждение т.е. яма не должна препятствовать охлаждению агрегата).
Мощность агрегата. Рабочая нагрузка на бензогенератор должна быть 70 процентов от его максимальной мощности. Т.е. если генератор на 2,2 КВт, то его рабочая нагрузка будет 1,5 Квт.
Следует так же избегать малой нагрузки, длительной работы на холостом ходу. В отличии от автомобильного двигателя, бензоагрегат работает всегда на постоянных оборотах (обычно 3000 об/мин). При малых и частичных нагрузках наступает закоксовывание колец. Переносные бензоагрегаты не рассчитаны на круглосуточную работу. Их время работы определяется одной заправкой бака, после чего генератор должен остывать такое же время. Если предполагается круглосуточная работа необходимо иметь на позиции два генератора.
Переход с генератора на генератор.
Второй генератор заводится при работающем первом, производится переключение нагрузки на второй генератор, первый глушится. Заправка топливом производится только после полного остывания бензоагрегата. Для заправки нужно иметь воронку, заливка топлива из канистры на весу недопустима. Если пытаться залить(долить) топливо в работающий генератор то возможен пожар. Это связано с тем, что бензобак находится над выхлопной трубой, сам бак плоский и не имеет заливной горловины, её роль выполняет дырка в верхней части бака, такая конструкция очень компактна, но при заливке часть топлива попадает на бак и стекает вниз.
Выхлопная труба разогрета докрасна, топливо попадая на неё возгорается, бак открыт, снизу пламя, тушить бесполезно. Высота пламени на горящем бензоагрегате достигает 3-5 метров, среднее время горения 15-20 минут. Если поблизости находится запасная канистра с топливом, маслом они так же возгораются и усиливают пожар. После чего от высокой температуры загораются палатки и далее от них машины. В зимнее время через час- полтора пожар стихает, летом пожар продолжается и усиливается, начинает гореть лес. Поэтому расположение бензоагрегата в яме позволяет не только снизить акустический шум но и повышает противопожарную устойчивость. Вывод - не следует держать возле работающего бензогенератора канистру с топливом и маслом, а так же резервный генератор.
Располагать генератор следует с учетом его возможного возгорания.
Во время дождя над бензоагрегатом необходимо растянуть навес.
Дополнительное заземление бензоагрегату не требуется.
Одежда в экспедиции и правила её ношения.
Лучше всего в экспедицию брать армейскую (или подобную) камуфляжку. Она очень хорошо рассчитана на полевые условия Джинсы лучше не брать, они обтягивают, сдавливают кровоток и вызывают быстрое чувство усталости. Камуфляжка наоборот сделана как парус, даже если вспотеешь быстро высыхает, её не страшно испачакть (все равно не видно), если порвалась легко зашить( а джинсы когда-нибудь зашивали?). Плюс ко всему в камуфляжке много накладных краманов. Под куртку камуфляжки одеваем футболку, любую, главное только что бы из хлопка. Очень хорошо себя зарекомендовали «тельняшки». Лучшие камуфляжки шъет СПЛАВ.
Обувь. Лучше берцы. Ваши ноги и главное связки скажут вам спасибо. Кроссовки не желательны, все-таки они для спорта и города, а не для бездорожья. Т.е. обувь выбирайте не по красоте, а по функционалу. Как если бы брали покрышки для машины на бездорожье.
Обязательно возьмите несколько пар носков.
Кепи любое главное что бы не сваливалось.
Ну и на всякий случай куртку потеплее, ночью пригодится.
У животных есть шерсть, у нас одежда и снимать её полностью нельзя. Т.е. находясь в лесу, как не было бы жарко, на вас должен быть головной убор, футболка, длинные штаны (не шорты) и берцы. Клещей, оводов и гадов ползучих никто не отменял.
Еще нужен спальный мешок. Берите любой, но чем шире, тем лучше. А если вы еще и в меру упитаны, то только широкий спальник.
Готовка продуктов и питание
Что бы приготовить (разогреть) еду нужен источник тепла.
Костры - самый худший, долгий и пожароопасный вариант.
Бензиновые плитки типа Шмель и их клоны.
Готовят быстро, но обладают очень опасным свойством. Все они всегда возгораются и тушить сложно. Это связно с принципом их работы, когда топливо в баке нагревается продуктами горения, создается избыточное давление и бензин поступает в форсунку. Поступление топлива регулируется специальной ручкой на оси.. Рано или поздно сальники этой оси изнашиваются(усыхают) и пропускают топливо. Там даже ключ есть для подтяжки этих сальников. Как только это случилось пожар гарантирован. И если вы поставил плитку возле машины, не будет ни плитки, ни машины. Когда у меня загорелся Шмель, машина была далеко, а в руках была лопата, был песок, не затушил. Т.е. даже засыпанный песком он горел под ним, и пламя выбивалось наружу. Вот что такое бензин. Это не топливо для бытовых нужд, это хуже пороха. Такая же судьба постигла и все другие бензиновые плитки (тогда я по наивности думал, что мне попался бракованный Шмель). Но когда появился опыт тушения пришло и осознание опасности. В общем ближе 25 метров эти чудища уже никогда от машины, палатки имущества не располагались. И пока они работали, стоял над ними держа наготове лопату а потом и огнетушитель. И все равно они горели.
Мой совет: никогда не используйте плитки на бензине.
Газовые плиты – вот он настоящий выбор профессионала.
Только не берите для полевых выходов кухонную плиту с 5 литровым баллоном (если вы не решили поселиться в лесу). Есть специальные походные плитки. Они маленькие, имеют баллон, который умещается в руке. Такого баллона хватит на несколько дней беспрерывной готовки. Если возьмете 2-3 запасных, счастье будет с вами.
А вообще, старайтесь брать как можно больше продуктов в банках и упаковках. Они и хранятся надежно, и едятся легко. Вся задача будет только греть кипяток для чая и для супа быстрого приготовления. Если Вы гурман берите с собой жену, подругу, крошку (у кого что есть) и поручите готовку им.
Если повезет и достанете армейский сухпаек, проблем с едой будет еще меньше.
Пила
Вещь не обязательная, но нужная. Только умоляю, не берите дедовские двуручные пилы. Она и в машине место занимает и царапает все подряд и пилить ей можно только вдвоем. Если позволяет место, положите маленькую бензопилу с шиной 12-14 дюймов. Больше вам ни к чему, не на лесоповал едете. Но при её помощи свалите много деревьев. Это иногда необходимо, если ваш вездеход засел в грязи или есть возможность попилить упавшие деревья для изготовления бытовых удобств.
Если нет бензопилы, вас спасет маленькая коробочка со складной пилой. Ей вы спилите 20 см дерево за несколько минут не особо напрягаясь, причем в одиночку.
Лопата
Обязательно должна быть в машине , причем не сувенирная лопатка, а настоящая ( не путать с огородной), лезвие должно быть из толстого железа прямоугольной формы, крепление лезвия на клепках, крепление к деревянной ручке скользящее кольцо. Лучший вариант лопата БСЛ -110, водится у военных, но достать проблема. Как замена подойдет «Фискарс» с металлической рукояткой.
Ловля рыбы
Занятие хорошее и успокаивающее нервы городского жителя. Но поймав рыбу отпустите её на волю. Рыба в реках заражена. Не верите? Возьмите рыбину сделайте тонкий срез и под микроскоп (любой). Вы увидите в мясе колечки, это черви. И даже когда варишь и жаришь, шанс подцепить эту гадость остается. А так называемая «речная рыба» что в магазинах никогда реки и не видела, её давно уже выращивают в специальных прудах. Такова плата за наши ГЭС, каналы и прочие вторжения в природу.
Гады ползучие, клещи, оводы, уховертки и прочие твари
Могут доставить вам незабываемые впечатления, если Вы забудете про них.
Защита – ноги только в берцах, никаких тапочек. Тело всегда должно быть максимально закрыто одеждой. Отдых только в палатке закрытой противомоскитной сеткой. Отдыхать на матрасике на полянке, ходить босиком, или в шлепанцах, пляжных тапках - забудьте.
Не верите? Тогда поинтересуйтесь, где ближайшая больница, и есть ли в ней сыворотка. Скорая помощь по лесам не ездит. А готов ли ваш организм противостоять яду гадюки или маленькой такой медянки, пока ваши товарищи будут вас доставлять в лечебное учреждение, искать врача, искать сыворотку и пр. Средневековые советы из серии высасывать яд из ранки, прижигать каленым железом даже не рассматриваем.
Бешенные животные (лисы, крысы)
К сожалению, имеют место быть в Подмосковье. Выдают себя странным поведением. В случае укуса - Вы клиент лечебного заведения. Может, вылечат, а может нет. Поражается вся центральная нервная система. Так что, увидев животное или крысу, мышь, со странным поведением, бегите от них.
Палатка
Выезд на природу без палатки не бывает. В ней и шек развернуть можно, и отдохнуть, и вещи сложить.
Для наших радиолюбительских нужд подойдет любая палатка.
Только учтите, палатки бывают «туристические», они легкие, быстро ставятся, но имеют небольшую высоту (120-130 см) т.е. в них можно только сидеть на полу, встать нельзя. И палатки «кемпинговые», они в разы тяжелее (но везем то их в машине), больше и дороже. Зато имеют несколько отсеков, имеют тамбур, можно организовать сквозняк, и самое главное в них можно стоять в полный рост, можно поставить походную мебель. Поэтому для наших нужд кемпинговые палатки предпочтительнее.
Опасности палатки
Палатки не обеспечивают такую физическую защиту как кузов автомобиля, поэтому падение деревьев , антенных мачт, даже сильный град может закончится, для находящегося там человека плачевно.
Другая опасность их легкая возгораемость. Поэтому курить в палатке, то же самое, что сидя на ведре с бензином. Проведите эксперимент, отрежьте кусочек полотна палатки и подожгите газовой зажигалкой - вопросы отпадут сами собой.
Т.е. человек в палатке в случае её возгорания фактически обречен. Возьмите зажигалку поднесите огонь к своей руке ну хотя бы секунд 10, посмотрите на результат.
Палатка будет гореть 60-90 секунд, воздействуя на всю поверхность кожи, какие шансы?
Что делать в такой ситуации? Открывать замки молнии, искать выход поздно. единственное решение сразу резать палатку и пытаться выскочить. Для этого всегда в кармане имейте складной нож, но его еще придется открыть, это время.
Поэтому курить или не курить, разводить костры, освещать палатку подсвечивая себе зажигалкой это решать Вам.
Организация дежурства
Лучше всего организовать круглосуточное дежурство, это когда, кто-нибудь не спит, а следит за лагерем, за противопожарными делами, за генератором, за машинами, за появлением посторонних, за погодой, в общем, за всем. Нам радистам это просто, совместив дежурство с работой на радиостанции. Нелишним будет достать из машин огнетушители и расположить их в доступных местах. Лучше иметь дополнительные огнетушители на генератор и палатку. Аптечку лучше расположить возле трансивера. Ну и у каждого нож в кармане.
Я еще не описал, как оказывать первую помощь. Но не все медики то смогут её оказать, что уж говорить о нас, людях далеких от медицины. Поэтому если что произойдет, действуйте по ситуации, сосредоточитесь на том, как доставить пострадавшего в больницу.
Вот, пожалуй и всё, берегите себя.
Счастья всем и удачи!
Искренне Ваш Юрий Селюнин
Основные положения безопасности при полевых выходах радиолюбителей г. Москвы.
Ненаучное издание.
Можете соблюдать все целиком,
можете соблюдать отдельные положения,
можете не соблюдать вовсе.
Но тогда не говорите что Вы не знали, не ведали что творили
***
Уважаемые коллеги, мы все городские жители мегаполиса, мы отвыкли от жизни на природе, мы утеряли необходимые навыки, всегда помните об этом выезжая на природу.
Выезд на природу расслабляет, но помните что Природа она такая же, как тысячи лет назад, и в её арсенале пожары, ураганы, потопы и прочие бедствия никто не отменял.
А потому что бы все прошло хорошо надо соблюсти правила организации радиоэкспедиции.
Подбор команды
Люди в команде должны быть знакомы между собой. Я бы сказал, проверены жизнью, невзгодами и алкоголем. К великому сожалению, есть индивидуумы, которые меры не знают, и их много вокруг нас. Хотите испортить себе и всем удовольствие, берите неадеквата. Вообще лучше по максимуму отказываться от спиртных напитков, не затем едем.
Старший команды.
Вся наша жизнь это жизнь в обществе, а значит должен быть вожак, предводитель, он должен пользоваться безусловным авторитетом. Не надо выбирать старшим безынициативного человека, даже если его служебное, социальное, материальное положение выше. Исходите из рабочих характеристик человека. Еще на месте следует определиться кто что будет делать в команде, т.е. у кого какая роль.
Старший отвечает за всех.
Выбор места
Защита от природных бедствий
Будущее местоположение должно предполагать, что падающие деревья, резки подъем воды не должны застать вас в врасплох. В Московской области наиболее опасны лесные пожары, особенно в районе торфяников, что это такое надеюсь помните по прошлому лету. Опасайтесь оказаться в огненной ловушке, выскочить живым из нее не удастся. Попав на горящий торфяник машина может провалиться в огненный ад. Такие случаи были всего в 15-30 км от МКАД, в местах где люди жили не один десяток лет без проблем. Серьезный вред может нанести град, сильный ливень, который сделает непроходимой грунтовую дорогу. Бывает когда даже мощные вездеходы ЗИЛ 131 тонули в воде и грязи по кабину, а за полчаса до этого, там проходили легковые машины. Очень опасна гроза, а для нас так смертельно опасна. Про молнию. Страшно не то что выйдет из строя аппаратура. Страшно, что кроме высоковольтного разряда возникает наводка. И все кабели, металлические оттяжки стоит рассматривать как виток трансформатора. Погибнуть и получить увечье можно просто стоя возле куска провода, а если вы еще по кругу и радиалы разложили то уж… История знает примеры как в результате удара молнии полностью обгорал и отваливался палец с надетым на него обручальным кольцом. Помните в школе про токи Фуко рассказывали.
Совет: перед грозой металлическую мачту валить. Если не успели, бросайте все и отходите в лес как можно дальше.
Защита от техногенного воздействия
Кроме природных бедствий бывают еще и техногенные. Это те которые создал человек.
Их великое множество всех не перечислишь. Напишу о тех что помню.
Заводы и фабрики и прочие промышленные объекты – возможен выброс отравляющих веществ на десятки километров.
Станции водоочистки используют хлор - боевое отравляющее вещество времен Первой мировой войны. Хлору нашли мирное применение, но если думаете что и он стал мирным и безопасным то зря.
Аммиак страшное по воздействию на человека вещество. Не верите? Возьмите флакончик нашатырного спирта (это раствор аммиака в воде) и понюхайте хотя бы несколько секунд . Когда происходит авария чистый аммиак выливается и испаряется тоннами. Используется в промышленных холодильных установках пищевой промышленности. Бегите если успеете. (Бежать надо против ветра).
Гидросооружения - возможен прорыв и затопление местности. Помните, не так давно была у всех на слуху одна ГЭС, все удивлялись, как это стало возможно. Ну и так далее.
Совет: в каждой машине есть магнитола, периодически слушайте новости местной радиостанции на УКВ.
На КВ слушать Голос Америки не надо – не поможет
Защита от криминальных действий
Бандиты, маньяки и просто пьяные местные хулиганы
Бандиты – организованы в банду с целью получения материальных благ противозаконными методами. Есть иерархия и какая то (пусть и противоправная) логика действий.
Радиолюбителями не интересуются.
Маньяки - не предсказуемы. Логики действий нет, действуют по одиночке или небольшой группой.
Основная цель - убийство жертвы и её мучения.
Особо опасны, нападают на небольшую группу людей, используя фактор внезапности.
Радиолюбительские группы, рыболовы, туристы в основной группе риска.
Могут годами жить как нормальные люди, ходить на работу, учебу. Примеры по Москве и Подмосковью приводить не буду – все знают, они к сожалению регулярны.
Пьяные местные хулиганы – очень вероятная группа наших сограждан. Как правило, хорошо знают местность, могут подходить незаметно, особенно не равнодушны к женской половине радиогруппы. Вывод: женщины не должны покидать пределы лагеря.
Могут предпринимать попытки к хищению оборудования или его порче.
Оружие
Используется для защиты своей жизни и окружающих.
Оружие разделим на три категории:
Травматическое оружие
Очень грозно выглядит, почти как настоящее, греет душу владеющего, показывает всю его мужественность и крутость. Оно не только бесполезно, оно вредно. Более того провоцирует конфликты с серьезными последствиями.
Совет: если хочется аж зудит, купите пневматический пистолет МР 654К(Макаров). Польза будет.
Изучите устройство, научитесь прицеливаться, производить выстрел. И когда Вам достанется боевой ПМ, проблем не будет, стрелять будете точно . Разрешение пока не нужно (пользуйтесь моментом). Пульки дешевые. Можно учить стрелять жену, детей, а общее дело укрепляет семью.
Охотничье длинноствольное огнестрельное оружие - убьет не только человека, но и зверя(медведь то же зверь, скажу больше –хищник). В Подмосковье медведи замечены только на дачах олигархов, из остальных сделаны шкуры. Волков нет по той же причине.
Применяя огнестрельное оружие следует понимать, что пугать им нельзя, если уж достал бей насмерть. Потом садись в тюрьму, даже если трижды прав (таковы уж наши Законы).
Огнестрельное оружие только тогда оправдает себя, если регулярно стреляете. Нужны тренировки, а это тир и патроны, а они недешевы (один патрон по цене как бутылка пива) пачка 20 патронов (обычно нужно пять пачек на тренировку).
Совет - если у вас есть оружие то… лучше его оставить дома. Как правило, при конфликтах оно не поможет, надейтесь на свою голову.
Но есть, назовем их предметы «двойного назначения» или подручные средства: нож разделочный, топор, монтировка, даже длинная отвертка т.е. все может пойти в дело при неблагоприятном исходе. И если останетесь живы, а кто то умрет, то с очень большим шансом суд Вас поймет.
Возможность работать на радиостанции без помех себе и другим
Как ни странно большинство мест в Подмосковье не годится для радиолюбительских целей.
Т.е. для радиосвязи. Этому способствует наличие большого количества высоковольтных линий электропередач (ЛЭП), мощных источников энергоизлучений там, где вы о них даже и не подозреваете, рельеф местности. Может случиться, так что в прекрасном месте все хорошо, только вот в лесу, почему то колючая проволока. Из такого места сразу уезжайте, это вряд ли ограждение свинофермы... Находиться в таком месте крайне опасно, а уж подняв антенны включив радиостанцию… обижайтесь только на себя. И не надо пенять, что мы тут всю жизнь грибы собираем. Грибы, шашлык, рыбалка это одно, а радиостанция в подмосковном лесу это совсем, совсем другое. Если видите дорожку ведущую в лес и ржавый знак «кирпич», вам туда не надо. Вообще задумайтесь, почему в радиочастотном расписании на УКВ есть ограничения, наверно не просто так.
Не забывайте про ограничения связанные с пожароопасностью. Местные власти могут ввести полный запрет на въезд в лес, и не сообщить вам об этом заказным письмом.
Выбор места радиоэкспедиции ответственейший этап, просчитывайте все варианты.
Марш
Место выбрано, надо к нему добираться.
Это можно сделать пешком (зимой на лыжах), на велосипедах, на поезде, на автобусе или на личном транспорте.
Пешком самый безопасный, но физически тяжелый и медленный вариант. На велосипедах лучше, только не надо ездить по скоростным автомагистралям между фур. Самый комфортный на личном транспорте. Его и рассмотрим как основной. Очень правильно оборудовать свой авто радиостанцией CB-диапазона. Она дешевая, не требует монтажа, ставим где удобнее( можно и не прикручивать а просто положить, питание от прикуривателя, антенну на магните на крышу и вперед. В таком варианте станцию легко отсоединить и положить в сумку с документами, или перебросить в другую машину. За это Вы получаете доступ к каналу дальнобойщиков, а значит и ко всей информации на дороге, плюс межмашинная связь на 5 км (а больше и не нужно).
Со связью на марше определились. Конечно, не забываем про сотовый телефон он выручит всегда (не забудьте взять зарядку).
Назначаем точку сбора. Когда колонна собралась еще раз уточняем маршрут, идем не колонной, а каждый сам по себе, поддерживая связь по СВ. (Вождение в колонне это искусство ему в автошколах не учат, так же как и вождению колонн, а псевдо колонна будет только аварийные ситуации создавать.). В точках основных поворотов, входа в лес колона собирается на безопасной обочине (не забудьте обозначить себя аварийкой, знаком).
Скорость движения по обстановке, но следует помнить, что если головная машина идет со скоростью 70 км/час, то замыкающая будет идти 90-120 км/час. В головной и замыкающей машине должны быть опытные водители (экипажи), все остальные в середине колонны. Если машины разнотипные то по асфальту/бетону первыми идут вездеходы, легковые сзади, на грунтовке наоборот.
Как рассчитать время прибытия.
Средняя скорость движения на Подмосковных трассах (без пробок!) 50 км/ час. По грунтовке (сухой утоптанной) средняя скорость 15 км/час. Значит если идем на 100 км по трассе и 15 км по грунту. То потребуется 2 часа по трассе и 1 час по грунтовке т.е. всего три часа. Это минимум. Если будет дождь, пробки, то добавляйте еще. Вывод - сбор колонны надо делать за МКАД на трассе в 5-10 км, не позднее 6 часов утра. Если это сложно организовать, то альтернативный вариант, когда даются координаты по GPS-навигатору и каждый добирается сам как может. Только в таком случае сбор участников будет происходить в течение всего дня (а может и ночи) .
Прибытие на место, развертывание
Установки палатки, антенной мачты, автотранспорта
Автотранспорт ставим так, что бы случае необходимости все машины могли выехать сразу без дополнительных маневров т.е. все машины стоят на выезд. Размечаем площадку, определяем места антенн, палаток, места приготовления пищи, место бензоагрегата и его канистр, туалета.
Машины должны прикрывать палатки, дорогу(въезд) лучше перекрыть машиной или буксирным тросом( он с флажками) . По соседству могут обосноваться другие авто, ночью по грунтовке сложно ездить, а уж если водитель не трезв, то беды не избежать. Палатки следует ставить так что бы при любом раскладе проезд по ним транспорта (опрокидывание)были исключены.
Мачты надо ставить, так что бы при падении она никак не могла задеть палатку (машину). Падение мачты возможно как при порывах ветрах, так и при случайном (преднамеренном) отсоединении (разрыве, обрезании) оттяжки. Вывод - при высоте мачты 12 м, фидер не может быть 15 м.
Мачты, какие они бывают
Обычно используют мачты от военных радиостанций.
Полевая легкая от десантируемых радиостанций высота всего 8 метров, состоит из массы колен по полметра, внутри трос – неустойчивая конструкция, быстро выходит из строя. Неудачная конструкция.
На «защелках» высота 10 метров, при подъеме берегите руки, любит защемлять, используйте брезентовые рукавицы. Оттяжки капроновые с примитивной регулировкой. Неудачная конструкция. При падении как правило выходит из строя.
Составная мачта из алюминиевых труб высота 12 метров, имеет специальный подъемный станок.
Довольно неудачная конструкция, трубы здоровые не в каждую машину влезут.
Другая разновидность, трубы собираются на земле, а затем вся конструкция поднимается за оттяжки. Недостатки те же.
Мачта с лебедкой 10 метров. Т.е. крутишь лебедку, а мачта сама поднимается. Кошмарная конструкция её вес составляет 98 Кг! Поэтому оттяжки только стальные.
Если положить на крышу машины раздавит машину.
И все эти конструкции только для того что бы поднять проводочки диполя.
Так что военные мачты не наш выбор.
Где поставить мачту для связи
Поскольку мы можем маневрировать, то можно не сильно замарачиваться с высотой маты. Оптимальный вариант для поля мачта 10 метров(можно и меньше) из легких материалов, стеклопалстик, углеволокно и прочее. Встает легко и надежно. А упадет на палатку, машину не страшно.
Так что для установки мачты выбирайте горку, вы ж на колесах можете и подъехать.
Не ставьте мачты у реки, река это всегда красиво, но река это низина, ищите горку и чем выше тем лучше.
Не ставьте мачту в лесу, деревья поглотят большую часть излученной мощности. Так что ставьте в поле на возвышенности и будем вам счастье.
Вывод: для работы в полевых условиях важна не высота мачты, а её установка в оптимальном месте.
Бензоагрегат
Бензоагрегат выносится на максимальную длину кабеля, угарный газ не должен попадать в палатки и машины. Очищается от травы и выравнивается площадка метр на метр, если предполагается длительная работа более нескольких дней, то может выкапываться яма в которую опускается агрегат, это позволит значительно снизить шум (только не забывайте про воздушное охлаждение т.е. яма не должна препятствовать охлаждению агрегата).
Мощность агрегата. Рабочая нагрузка на бензогенератор должна быть 70 процентов от его максимальной мощности. Т.е. если генератор на 2,2 КВт, то его рабочая нагрузка будет 1,5 Квт.
Следует так же избегать малой нагрузки, длительной работы на холостом ходу. В отличии от автомобильного двигателя, бензоагрегат работает всегда на постоянных оборотах (обычно 3000 об/мин). При малых и частичных нагрузках наступает закоксовывание колец. Переносные бензоагрегаты не рассчитаны на круглосуточную работу. Их время работы определяется одной заправкой бака, после чего генератор должен остывать такое же время. Если предполагается круглосуточная работа необходимо иметь на позиции два генератора.
Переход с генератора на генератор.
Второй генератор заводится при работающем первом, производится переключение нагрузки на второй генератор, первый глушится. Заправка топливом производится только после полного остывания бензоагрегата. Для заправки нужно иметь воронку, заливка топлива из канистры на весу недопустима. Если пытаться залить(долить) топливо в работающий генератор то возможен пожар. Это связано с тем, что бензобак находится над выхлопной трубой, сам бак плоский и не имеет заливной горловины, её роль выполняет дырка в верхней части бака, такая конструкция очень компактна, но при заливке часть топлива попадает на бак и стекает вниз.
Выхлопная труба разогрета докрасна, топливо попадая на неё возгорается, бак открыт, снизу пламя, тушить бесполезно. Высота пламени на горящем бензоагрегате достигает 3-5 метров, среднее время горения 15-20 минут. Если поблизости находится запасная канистра с топливом, маслом они так же возгораются и усиливают пожар. После чего от высокой температуры загораются палатки и далее от них машины. В зимнее время через час- полтора пожар стихает, летом пожар продолжается и усиливается, начинает гореть лес. Поэтому расположение бензоагрегата в яме позволяет не только снизить акустический шум но и повышает противопожарную устойчивость. Вывод - не следует держать возле работающего бензогенератора канистру с топливом и маслом, а так же резервный генератор.
Располагать генератор следует с учетом его возможного возгорания.
Во время дождя над бензоагрегатом необходимо растянуть навес.
Дополнительное заземление бензоагрегату не требуется.
Одежда в экспедиции и правила её ношения.
Лучше всего в экспедицию брать армейскую (или подобную) камуфляжку. Она очень хорошо рассчитана на полевые условия Джинсы лучше не брать, они обтягивают, сдавливают кровоток и вызывают быстрое чувство усталости. Камуфляжка наоборот сделана как парус, даже если вспотеешь быстро высыхает, её не страшно испачакть (все равно не видно), если порвалась легко зашить( а джинсы когда-нибудь зашивали?). Плюс ко всему в камуфляжке много накладных краманов. Под куртку камуфляжки одеваем футболку, любую, главное только что бы из хлопка. Очень хорошо себя зарекомендовали «тельняшки». Лучшие камуфляжки шъет СПЛАВ.
Обувь. Лучше берцы. Ваши ноги и главное связки скажут вам спасибо. Кроссовки не желательны, все-таки они для спорта и города, а не для бездорожья. Т.е. обувь выбирайте не по красоте, а по функционалу. Как если бы брали покрышки для машины на бездорожье.
Обязательно возьмите несколько пар носков.
Кепи любое главное что бы не сваливалось.
Ну и на всякий случай куртку потеплее, ночью пригодится.
У животных есть шерсть, у нас одежда и снимать её полностью нельзя. Т.е. находясь в лесу, как не было бы жарко, на вас должен быть головной убор, футболка, длинные штаны (не шорты) и берцы. Клещей, оводов и гадов ползучих никто не отменял.
Еще нужен спальный мешок. Берите любой, но чем шире, тем лучше. А если вы еще и в меру упитаны, то только широкий спальник.
Готовка продуктов и питание
Что бы приготовить (разогреть) еду нужен источник тепла.
Костры - самый худший, долгий и пожароопасный вариант.
Бензиновые плитки типа Шмель и их клоны.
Готовят быстро, но обладают очень опасным свойством. Все они всегда возгораются и тушить сложно. Это связно с принципом их работы, когда топливо в баке нагревается продуктами горения, создается избыточное давление и бензин поступает в форсунку. Поступление топлива регулируется специальной ручкой на оси.. Рано или поздно сальники этой оси изнашиваются(усыхают) и пропускают топливо. Там даже ключ есть для подтяжки этих сальников. Как только это случилось пожар гарантирован. И если вы поставил плитку возле машины, не будет ни плитки, ни машины. Когда у меня загорелся Шмель, машина была далеко, а в руках была лопата, был песок, не затушил. Т.е. даже засыпанный песком он горел под ним, и пламя выбивалось наружу. Вот что такое бензин. Это не топливо для бытовых нужд, это хуже пороха. Такая же судьба постигла и все другие бензиновые плитки (тогда я по наивности думал, что мне попался бракованный Шмель). Но когда появился опыт тушения пришло и осознание опасности. В общем ближе 25 метров эти чудища уже никогда от машины, палатки имущества не располагались. И пока они работали, стоял над ними держа наготове лопату а потом и огнетушитель. И все равно они горели.
Мой совет: никогда не используйте плитки на бензине.
Газовые плиты – вот он настоящий выбор профессионала.
Только не берите для полевых выходов кухонную плиту с 5 литровым баллоном (если вы не решили поселиться в лесу). Есть специальные походные плитки. Они маленькие, имеют баллон, который умещается в руке. Такого баллона хватит на несколько дней беспрерывной готовки. Если возьмете 2-3 запасных, счастье будет с вами.
А вообще, старайтесь брать как можно больше продуктов в банках и упаковках. Они и хранятся надежно, и едятся легко. Вся задача будет только греть кипяток для чая и для супа быстрого приготовления. Если Вы гурман берите с собой жену, подругу, крошку (у кого что есть) и поручите готовку им.
Если повезет и достанете армейский сухпаек, проблем с едой будет еще меньше.
Пила
Вещь не обязательная, но нужная. Только умоляю, не берите дедовские двуручные пилы. Она и в машине место занимает и царапает все подряд и пилить ей можно только вдвоем. Если позволяет место, положите маленькую бензопилу с шиной 12-14 дюймов. Больше вам ни к чему, не на лесоповал едете. Но при её помощи свалите много деревьев. Это иногда необходимо, если ваш вездеход засел в грязи или есть возможность попилить упавшие деревья для изготовления бытовых удобств.
Если нет бензопилы, вас спасет маленькая коробочка со складной пилой. Ей вы спилите 20 см дерево за несколько минут не особо напрягаясь, причем в одиночку.
Лопата
Обязательно должна быть в машине , причем не сувенирная лопатка, а настоящая ( не путать с огородной), лезвие должно быть из толстого железа прямоугольной формы, крепление лезвия на клепках, крепление к деревянной ручке скользящее кольцо. Лучший вариант лопата БСЛ -110, водится у военных, но достать проблема. Как замена подойдет «Фискарс» с металлической рукояткой.
Ловля рыбы
Занятие хорошее и успокаивающее нервы городского жителя. Но поймав рыбу отпустите её на волю. Рыба в реках заражена. Не верите? Возьмите рыбину сделайте тонкий срез и под микроскоп (любой). Вы увидите в мясе колечки, это черви. И даже когда варишь и жаришь, шанс подцепить эту гадость остается. А так называемая «речная рыба» что в магазинах никогда реки и не видела, её давно уже выращивают в специальных прудах. Такова плата за наши ГЭС, каналы и прочие вторжения в природу.
Гады ползучие, клещи, оводы, уховертки и прочие твари
Могут доставить вам незабываемые впечатления, если Вы забудете про них.
Защита – ноги только в берцах, никаких тапочек. Тело всегда должно быть максимально закрыто одеждой. Отдых только в палатке закрытой противомоскитной сеткой. Отдыхать на матрасике на полянке, ходить босиком, или в шлепанцах, пляжных тапках - забудьте.
Не верите? Тогда поинтересуйтесь, где ближайшая больница, и есть ли в ней сыворотка. Скорая помощь по лесам не ездит. А готов ли ваш организм противостоять яду гадюки или маленькой такой медянки, пока ваши товарищи будут вас доставлять в лечебное учреждение, искать врача, искать сыворотку и пр. Средневековые советы из серии высасывать яд из ранки, прижигать каленым железом даже не рассматриваем.
Бешенные животные (лисы, крысы)
К сожалению, имеют место быть в Подмосковье. Выдают себя странным поведением. В случае укуса - Вы клиент лечебного заведения. Может, вылечат, а может нет. Поражается вся центральная нервная система. Так что, увидев животное или крысу, мышь, со странным поведением, бегите от них.
Палатка
Выезд на природу без палатки не бывает. В ней и шек развернуть можно, и отдохнуть, и вещи сложить.
Для наших радиолюбительских нужд подойдет любая палатка.
Только учтите, палатки бывают «туристические», они легкие, быстро ставятся, но имеют небольшую высоту (120-130 см) т.е. в них можно только сидеть на полу, встать нельзя. И палатки «кемпинговые», они в разы тяжелее (но везем то их в машине), больше и дороже. Зато имеют несколько отсеков, имеют тамбур, можно организовать сквозняк, и самое главное в них можно стоять в полный рост, можно поставить походную мебель. Поэтому для наших нужд кемпинговые палатки предпочтительнее.
Опасности палатки
Палатки не обеспечивают такую физическую защиту как кузов автомобиля, поэтому падение деревьев , антенных мачт, даже сильный град может закончится, для находящегося там человека плачевно.
Другая опасность их легкая возгораемость. Поэтому курить в палатке, то же самое, что сидя на ведре с бензином. Проведите эксперимент, отрежьте кусочек полотна палатки и подожгите газовой зажигалкой - вопросы отпадут сами собой.
Т.е. человек в палатке в случае её возгорания фактически обречен. Возьмите зажигалку поднесите огонь к своей руке ну хотя бы секунд 10, посмотрите на результат.
Палатка будет гореть 60-90 секунд, воздействуя на всю поверхность кожи, какие шансы?
Что делать в такой ситуации? Открывать замки молнии, искать выход поздно. единственное решение сразу резать палатку и пытаться выскочить. Для этого всегда в кармане имейте складной нож, но его еще придется открыть, это время.
Поэтому курить или не курить, разводить костры, освещать палатку подсвечивая себе зажигалкой это решать Вам.
Организация дежурства
Лучше всего организовать круглосуточное дежурство, это когда, кто-нибудь не спит, а следит за лагерем, за противопожарными делами, за генератором, за машинами, за появлением посторонних, за погодой, в общем, за всем. Нам радистам это просто, совместив дежурство с работой на радиостанции. Нелишним будет достать из машин огнетушители и расположить их в доступных местах. Лучше иметь дополнительные огнетушители на генератор и палатку. Аптечку лучше расположить возле трансивера. Ну и у каждого нож в кармане.
Я еще не описал, как оказывать первую помощь. Но не все медики то смогут её оказать, что уж говорить о нас, людях далеких от медицины. Поэтому если что произойдет, действуйте по ситуации, сосредоточитесь на том, как доставить пострадавшего в больницу.
Вот, пожалуй и всё, берегите себя.
Счастья всем и удачи!
Искренне Ваш Юрий Селюнин
+7-98-56-4о4-4о4
[i:gghd664h][b:gghd664h]Qui, si non nobis?[/b:gghd664h][/i:gghd664h]
- goblin37
- Moderator
- Сообщения: 3837
- Зарегистрирован: 06 май 2011, 20:55
- Позывной: Канва
- Статус: Не выездной.
Re: Безопасность при полевых выходах радиолюбителей
Одежда в экспедиции и правила её ношения.
Лучше всего в экспедицию брать армейскую (или подобную) камуфляжку.
Может аффтора сразу в наручники и к батарее?
Текст толковый, многое и для нашей деятельности полезно.
8-926-374-25-70
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Апостол Иаков
Лисам при выходе в лес надо выдавать мозг. Не менее одного на группу. (с) stalker69
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Апостол Иаков
Лисам при выходе в лес надо выдавать мозг. Не менее одного на группу. (с) stalker69
- Gray13
- ЛА-поиск
- Сообщения: 1043
- Зарегистрирован: 16 апр 2012, 21:53
- Позывной: ГРАД, RC4UAE, борт - СЕКРЕТ
- Статус: временно безвыездной
Re: Безопасность при полевых выходах радиолюбителей
goblin37 писал(а):Может аффтора сразу в наручники и к батарее?
Нинадо))) экспедиция же на поле/опушке леса проводится.
goblin37 писал(а):Текст толковый, многое и для нашей деятельности полезно.
Именно поэтому и запостил)
+7-98-56-4о4-4о4
[i:gghd664h][b:gghd664h]Qui, si non nobis?[/b:gghd664h][/i:gghd664h]
Re: Безопасность при полевых выходах радиолюбителей
Да нормально все написано, главное - понятно